Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
01:58 

Коллекция литературных ошибок

istanaro
Lutar e vencer!
1. Х. Клемент. Экспедиция «Тяготение».
В этой повести выведена планета с огромной силой тяжести (в 700 раз больше земной на полюсах), при этом она очень быстро вращается (период обращения вокруг своей оси – 1/80 земных суток), так что на экваторе сила тяжести больше земной всего втрое.
Если вычислить параметры этой планеты, окажется, что ее радиус 200 тысяч километров (что еще куда ни шло – у Юпитера 70 тысяч, и непонятно, почему не может быть больше), но масса... 4,1•10^30 килограммов! Две солнечных – с такой массой должна быть не планета, а звезда, да еще и обязанная сколлапсировать со временем в черную дыру (данный вывод был при условии, что планета не слишком отличается от шарообразной, если же предположить сильную сплюснутость, то масса достигнет 10^34 кг!).

читать дальше

URL
Комментарии
2013-01-11 в 10:49 

Luar Soll
Клуб не очень Знаменитых Лейтенантов в отдельно взятой голове // Корабельный кот Телерийского Десанта
Ы, а моей любимой ошибки тут нет ><

Ляп имени Жюль Верна. Персонаж, от чьего имени ведется рассказ в 20000 лье попал на борт Наутилуса с корабля под названием Авраам Линкольн. Наверно, корабль так назвали после смерти Линкольна. При этом в "Таинственном острове" Сайрес Смит и компания попали на остров до смерти Линкольна. И при этом кто-то из них (Гедеон Спилет?) читал воспоминания тех, кто попал на Наутилус в "20000 лье...".

А, и вторая любимая:
Понедельник начинается в субботу. У-Янус.
Задачка: днем 1 января Янус поехал в Москву. Не вопрос, кабинет, где он может запереться ночью, в Московском офисе тоже есть. Вопрос: окажется ли он в Москве 2 января недоумевающим, как тут оказался, или 31 декабря среди людей, недоумевающих как он тут оказался?
Вроде бы там где-то в тексте книги было, что он уезжал в ту же Москву на больше, чем утром уехать, вечером приехать.

2013-01-11 в 13:59 

istanaro
Lutar e vencer!
Про Авраама Линкольна -- принято!!!
А про У-Януса -- это скорее ошибка или недоговоренность? (наверно, я просто этих контрамотов не чувствую).

URL
2013-01-11 в 16:43 

Atandakil
El sueño de la razón produce monstruos
Четвертую можно было бы интерпретировать как указание, что герой летел кривыми путями. :)
Что до 14-й - интересно, сколько миллионов лет назад это было. :)

а что касается первой - вот тут стоит задуматься... о плотности планеты. :)
Если "планета" представляет собой пустотелую и очень прочную эллипсоидальную оболочку н 440 тысяч километров, экваториальный - около 2,1 миллиона километров) вокруг нейтронной звезды массой примерно в две солнечных, т огда и вращение не при чем. .
:lol:

2013-01-11 в 17:31 

istanaro
Lutar e vencer!
Кривыми путями? Хи-хи. Рискну предположить, что на самом деле все же имелись в виду не кривые пути с эффектами ОТО, а просто популярный штамп "времени на Земле пройдет много больше, чем в космическом корабле".
А пустотелая оболочка может быть только искусственной :).
В общем, мне кажется логичнее допустить ошибки авторов :).

URL
2013-01-13 в 14:45 

Atandakil
El sueño de la razón produce monstruos
А пустотелая оболочка может быть только искусственной Ну, да. Зато единственный приходящий мне в голову вариант.

Впрочем, пустотелая обитаемая сверхпрочная оболочка вокруг нейтронной звезды навевает на разные веселые размышления.
Хотя бы, что в кои то веки прав Птолемей и налицо геоцентрическая система :) с вращением светила вокруг обитаемого мира.

2013-01-13 в 16:36 

istanaro
Lutar e vencer!
Ха! И то правда :). Впрочем, миры Хола Клемента вообще очень странные :). Но я насчет "Экспедиции Тяготение" хихикаю уже с 1990 года :). Другое дело, что этот шедевр можно найти только подготовленному читателю, в то время как ошибка под пунктом 2-3 столь проста, что я про нее всегда рассказываю своим студентам на лекциях по специальной теории относительности.

URL
2013-01-13 в 16:39 

Atandakil
El sueño de la razón produce monstruos
Ну, 2-3 - это вечный анекдот...

2013-01-13 в 16:44 

istanaro
Lutar e vencer!
Ага. Еще и потому, что формулу "релятивистской массы" приводят во всех научно-популярных книгах по СТО, начиная с Детской энциклопедии, а вот смысл этой формулы мало кто нормально объясняет... (что с другой сторон приводит к грустному выводу -- написать правильную формулу мало, надо еще ее проинтерпретировать).

URL
2013-01-13 в 16:46 

Atandakil
El sueño de la razón produce monstruos
Тут проблема - не столько в непонимании релятивистской массы, сколько в непонимании скорости... :)

2013-01-13 в 16:49 

istanaro
Lutar e vencer!
Ну это да. Потому что из лоренц-ковариантного формализма следует, что правомерно говорить не что масса от скорости зависит, а что релятивистская скорость (4-компонентный вектор) отличается от обычной.

URL
2013-01-13 в 16:55 

Atandakil
El sueño de la razón produce monstruos
А вообще, можно начать с того, что не бывает движения с какой-то скоростью - бывает только движение с какой-то скоростью относительно чего-то...
Хотя есть во Вселенной выделенная система отсчета... И можно ввести понятие эфира и абсолютной скорости :)

2013-01-13 в 16:59 

istanaro
Lutar e vencer!
Ну что скорость всегда вводится относительно чего-то -- это существенно именно в контексте относительности движения (которая, конечно же, моментально опровергает вывод Гуревича). А что до выделенной системы отсчета в космологии -- то насколько я понимаю, в космологии мы всегда считаем движение относительно наблюдателя, т.е. относительно Земли.

URL
2013-01-13 в 17:02 

Atandakil
El sueño de la razón produce monstruos
Выделенная система отсчета во Вселенной - система отсчета относительно реликтового излучения. И, вися в пространстве, мы с легкостью можем установить скорость относительно него.

2013-01-13 в 17:08 

istanaro
Lutar e vencer!
А! Просто я хоть и читал про это, но у меня это ушло куда-то на периферию :). Но с другой стороны, ведь и свойства реликтового излучения со временем эволюции Вселенной меняются (температура убывает).

URL
2013-01-13 в 17:10 

Atandakil
El sueño de la razón produce monstruos
Но система отсчета не меняется. И мы можем установить свою абсолютную скорость относительно него.

2013-01-13 в 17:13 

istanaro
Lutar e vencer!
Ну это да.

URL
2013-01-13 в 17:18 

Atandakil
El sueño de la razón produce monstruos
И все равно - как относительно него не летай, масса все равно не растет... :)

2013-01-13 в 17:20 

istanaro
Lutar e vencer!
Хи-хи. Ну я и говорю, что упоминания о росте массы -- это следствие плохо написанных научно-популярных книг.

URL
2013-01-13 в 17:21 

Atandakil
El sueño de la razón produce monstruos
И непонимания элементарных вещей...

2013-01-13 в 17:25 

istanaro
Lutar e vencer!
Ууууф. Собственно, эту коллекцию ошибок стал собирать именно когда насмотрелся на вроде бы простые ошибки. Впрочем, ошибок больше (например, сплошь и рядом многие считают, что Монблан находится в Швейцарии, а он на самом деле во Франции, ну а также много других ошибок подобного рода).

URL
2013-01-13 в 17:27 

Atandakil
El sueño de la razón produce monstruos
Жюль Верн в этом смысле очень плодовит.

2013-01-13 в 17:34 

istanaro
Lutar e vencer!
Хм, а что еще у Жюля Верна такое было? Ну, та ошибка с Линкольном, что в первом сообщении темы, ну, тот факт, что пушка совсем не годится для отправки космического корабля на Луну, потому что экипаж погибнет из -за страшенных перегрузок (про это еще Перельман писал), а еще?

URL
2013-01-13 в 17:36 

Atandakil
El sueño de la razón produce monstruos
А еще... ну, хотя бы, декоративное дерево омбу, по которому цела экспедиция бродила...

2013-01-13 в 17:39 

istanaro
Lutar e vencer!
А это откуда? А про парк, состоящий из всего одного дерева, но занимающий весьма большую площадь, я как-то рассказывал.

URL
2013-01-13 в 17:42 

Atandakil
El sueño de la razón produce monstruos
А это откуда? "Дети капитана Гранта". Одинокое могучее омбу, на котором экспедиция от наводнения спасалась...

2013-01-13 в 17:46 

istanaro
Lutar e vencer!
Посмотрел -- написано, что это дерево по сути огромная трава, до 20 метров в высоту. Или это все же два растения с одинаковым названием?

URL
2013-01-18 в 12:54 

Atandakil
El sueño de la razón produce monstruos
Нет-нет, это - именно оно. :)

2013-01-22 в 23:10 

istanaro
Lutar e vencer!
Просто у нас есть фрукт умбу.

URL
2013-01-23 в 09:18 

Atandakil
El sueño de la razón produce monstruos
Оно. pt.wikipedia.org/wiki/Ombu
И вот мы читаем: "Омбу имело футов сто вышины и могло покрыть своей тенью окружность диаметром в сто восемьдесят футов. Основой этой громады был ствол в шесть футов толщиной и отходящие от него три массивные ветви".
Ну, да, ну, да... :)

2013-01-23 в 13:17 

istanaro
Lutar e vencer!
Ага! Ну не клюква развесистая, но близко :).

URL
2013-01-23 в 13:20 

Atandakil
El sueño de la razón produce monstruos
Да, чудесная картина. :)

2015-08-16 в 13:51 

Освит
Но пока я дышу - не дописана эта страница... (с)
фактически Некрасов, сам того не желая, призывает к обилию пустых слов.
И не очень заполненной голове)

Проселочным путем люблю скакать в телеге
Может, имелось в виду ,,подскакивать" ?)

Оборотни боятся только серебра.
И холодного железа, но чеснок в сём списке точно не значится.

Насчёт русско-турецкой войны всё вообще весело - надо уточнять, какой именно, ибо со 2й половины XVIIго века мы, как по часам, воевали с турками точно по разу в четверть века. Тенденция прервалась только во 2й четверти ХХ века, когда Германию турки не поддержали.

И ошибка от меня: О. Громыко - ,,Профессия - ведьма". Сельский мужик употребляет выражение ,,не нюхал пороху". Эпоха - парасредневековье, огнестрельного оружия нет как вида, воспламеняющиеся составы известны если только алхимикам.

2015-08-16 в 14:39 

istanaro
Lutar e vencer!
Спасибо!!!
Про "скакать в телеге" -- это мы все время хихикаем, когда ездим по проселочным дорогам :). Про пустые слова в цитате из Некрасова отмечалось, кажется, у Ивина в "Искусстве правильно мыслить". Про русско-турецкую войну -- дело в том, что разом и молодой Лев Толстой, и железная дорога в Средней Азии :) (впрочем, это мистический роман, насчет которого и так отпускали кучу шпилек).
Про Ольгу Громыко -- очень любопытно и существенно! (просто я ее читал очень мало и то по диагонали).

URL
2015-08-16 в 14:58 

Освит
Но пока я дышу - не дописана эта страница... (с)
istanaro,
Вот это было то самое, почему я ,,Ведьму" и бросил. Там и до того какие-то ерундизмы и анахронизмы попадались, но сие уже последняя капля.

2015-08-16 в 15:11 

istanaro
Lutar e vencer!
Мне она просто не пошла -- то ли стиль языка, то ли еще в этом духе.

URL
2015-08-16 в 15:29 

Atandakil
El sueño de la razón produce monstruos
По Клементу я предлагал вариант нейтронной звезды внутри полого эллипсоида.

2015-08-16 в 15:37 

istanaro
Lutar e vencer!
А я помню :). Но мне такая конфигурация кажется слишком искусственной -- само такое не получится, а если это сделал кто-то разумный, то вопрос -- зачем?

URL
2015-08-16 в 15:47 

Atandakil
El sueño de la razón produce monstruos
Когда нет разумных гипотез, остается выбирать наименее безумные. :)

Хуже другое - молодая нейтронная звезда достаточно горяча, так что судьба полой оболочки была бы незавидной.
Да и вращение сверхпроводящего сверхнамагниченного шарика под ногами...

2015-08-16 в 16:37 

istanaro
Lutar e vencer!
Тем более. Еще и оболочка бы расплавилась :).

URL
2015-08-16 в 16:50 

Atandakil
El sueño de la razón produce monstruos
Да.
Может, черная дыра?

2015-08-16 в 16:52 

istanaro
Lutar e vencer!
И не притянула оболочку?

URL
2015-08-16 в 17:06 

Atandakil
El sueño de la razón produce monstruos
Так маленькая дырочка. массой порядка десятков-сотен солнечных.

2015-08-16 в 18:54 

istanaro
Lutar e vencer!
Две солнечных, если по нижнему пределу... С другой стороны, радиус -- порядка нескольких юпитерных.

URL
2015-08-16 в 18:56 

Atandakil
El sueño de la razón produce monstruos
То есть, от трех до ста она вполне помещается.
Остается вопрос возникновения такой конструкции. :)

2015-08-16 в 20:57 

istanaro
Lutar e vencer!
Только искусственная :). Что в общем не очень логично ни по тексту книги (ниоткуда не следует), ни по соображениям целесообразности (зачем это надо? :) ).

URL
2015-08-17 в 09:18 

Atandakil
El sueño de la razón produce monstruos
Собственно, естественное возникновение любой планеты с таким моментом тоже выглядит удивительно. :)

2015-08-17 в 13:20 

istanaro
Lutar e vencer!
Хи-хи. Дополнительный аргумент :), или пока не познанный эффект. Вообще тогда вращающаяся ЧД или нейтронная звезда не так плоха как объяснение...

URL
2015-08-17 в 15:27 

Atandakil
El sueño de la razón produce monstruos
Да, других вариантов раскрутить это до указанных скоростей я почти не вижу (ну, если не считать пролетевшей в древние времена мимо нее черной дыры или той же нейтронной звезды :) - но тогда останется вопрос, отчего планета продолжает обращаться вокруг звезды, а не путешествует по космосу).

2015-08-17 в 15:52 

istanaro
Lutar e vencer!
Да, этот вариант вообще не подходит.
В общем скорее всего Хол Клемент представил конструкцию или невозможную, или сильно надуманную...

URL
2015-08-18 в 08:00 

Atandakil
El sueño de la razón produce monstruos
Да, но получилось достаточно своеобразно.

2015-11-15 в 18:46 

Cloudy Ri
Every sunset ought to be perfect
Комарово находится на Карельском перешейке, расположенном между Балтикой, Ладогой и Финляндией. Скал там я не помню, но местность каменистая, ошибки нет. :)

2015-11-15 в 20:00 

istanaro
Lutar e vencer!
Хм, просто Комарово находится в Ленинградской области.

URL
2015-11-15 в 20:24 

Cloudy Ri
Every sunset ought to be perfect
А Карельский перешеек - это и есть северная часть Ленобласти, он не в Карелии. Нет, там автору можно в вину поставить только некоторую натяжку насчет скал, но не географическую ошибку. :)

2015-11-15 в 20:33 

istanaro
Lutar e vencer!
Пусть так.

URL
   

Звёзды нас ждут

главная