17:26 

ЗАЩИТА СОВЕРШИЛАСЬ!

istanaro
Lutar e vencer!
И вот наконец произошла защита. Этого аспиранта (а зовут его Клаудио Фариас) я вел один с самого начала до конца, будучи именно единственным руководителем. Три публикации, а еще несколько попыток, которые "не пошли" -- и наконец мы дошли до финала. Тема -- конечно же, нарушение Лоренца.

Начало доклада. Портрет Эйнштейна -- точно такой, какой в свое время реализовала в бисере Анюта.





Доклад идет. По правде говоря, с Клаудио я в основном переживал из-за того, что до определенного момента он очень плохо рассказывал (что и понятно, и я говорил, что Клаудио хорошо описывает фраза "ВМИРИ ЗКАСОК ТОЖИ ЛЮБИ БУЛОЧКЫ. ГНУМ"), но в этот раз все было вполне прилично.

А вопросы последовали -- гроссмейстерские, такие, которые требуют отдельных исследований. В то числе и на теу "появляющейся гравитации" (в смысле emergent gravity. Кто знает, что из этого выйдет?



А в завершение всего -- фото диссертанта и экзаменационной комиссии.



А в комиссии в этот раз -- люди, которых я знаю очень долго, например, профессор Виктор Ривеллес, который в свое время и пригласил меня в Сан-Паулу -- и исключительный Робеспьер, и Жорже Марио -- профессор из Салвадора, у которого есть брат-близнец в Рио, занимающийся точно те же направлением теоретической физики (а именно, теориями с конечной температурой -- в просторечии, "капустой"), и из нашего департамента -- Клаудио и исключительный Дюма по имени Лаэрсио. Впрочем, в комиссию всегда зовут людей, с которыми научный руководитель в дружбе. Единственное ограничение -- у них не должно быть совестных работ с диссертантом.

И вот, все это завершилось. Конечно, я рад (в заключительном слове я говорил о значении нарушения Лоренца и даже упоинал песню "Quebrando Tudo"), но в этот раз радость какая-то очень сдержанная. Не знаю, почему.


URL
Комментарии
2013-06-15 в 17:53 

Atandakil
El sueño de la razón produce monstruos
Поздравляю! :)

2013-06-15 в 18:10 

istanaro
Lutar e vencer!
Спасибо! А вообще я чувствую себя выжатым, как лимон. Может, из-за бюрократических проблем по ходу, а может, потому, что уже са начинаешь поднимать требования к собственным работам.

URL
2013-06-15 в 18:32 

Atandakil
El sueño de la razón produce monstruos
Но теперь можно будет расслабиться и немного отдохнуть? :)

2013-06-15 в 19:12 

istanaro
Lutar e vencer!
Посмотрим... Собственно, сейчас надо искать хорошие проблематики для последующих аспирантов, которые, наверно, скоро появятся.

URL
2013-06-15 в 19:15 

Atandakil
El sueño de la razón produce monstruos
Это уже не столь нервно и напряженно. :)

2013-06-15 в 19:20 

istanaro
Lutar e vencer!
Хм. У меня проблема в том, чтобы найти для аспиранта проблему такую, чтобы с одной стороны, была интересна, с другой, реалистична, чтобы решить за не слишком долгое время. А если учесть, что сейчас по некоммутативности и нарушению Лоренца, похоже, относительно легких проблем практически не осталось, то я в раздумьях...

URL
2013-06-15 в 19:25 

Atandakil
El sueño de la razón produce monstruos
/С любопытством*/ А раньше в этой тематике относительно легкие проблемы были?

2013-06-15 в 21:12 

istanaro
Lutar e vencer!
Хочешь смейся, хочешь нет, но -- в-1-х, когда ты проблему решил, всегда кажется, что она была легкая, а в-2-х, теперь самая главная проблема -- квантовая гравитация. А как ее пробивать -- непонятно...

URL
2013-06-15 в 21:27 

Atandakil
El sueño de la razón produce monstruos
в-1-х, когда ты проблему решил, всегда кажется, что она была легкая Ну, это да...

а в-2-х, теперь самая главная проблема -- квантовая гравитация. А как ее пробивать -- непонятно... Ну, это - хождение в сельву без карты :)

В смысле, любой путь труден - и заведомо неизвестно, куда приведет :)

2013-06-15 в 21:36 

istanaro
Lutar e vencer!
Просто иногда кажется, что глобльно остались две большие проблемы -- квантовая гравитация и адекватное объяснение ускорения расширения Вселенной.

URL
2013-06-15 в 22:16 

Atandakil
El sueño de la razón produce monstruos
Да, такие мелочи... Причем если что искать в последнем случае, качественно ясно, то куда идти в первом... :) :) :) :)

2013-06-16 в 00:57 

istanaro
Lutar e vencer!
Ага, в чем и дело. Некоторые люди вообще утверждают, что гравитация принципиально не квантуется.

URL
2013-06-16 в 09:06 

Atandakil
El sueño de la razón produce monstruos
А ведь забавно будет, если они правы...
Не знаю, впрочем, как :)

2013-06-16 в 15:19 

istanaro
Lutar e vencer!
Говорили мне это, кстати, весьма серьезные люди, например, Хорхе Занелли из Чили.

URL
2013-06-16 в 16:04 

Atandakil
El sueño de la razón produce monstruos
А несерьезные до такого не додумаются - просто, интересно как это выглядело бы...

2013-06-16 в 16:32 

istanaro
Lutar e vencer!
Так если несерьезные до чего и додумываются, то у них в конечном счете и получается несерьезное.

URL
2013-06-16 в 16:36 

Atandakil
El sueño de la razón produce monstruos
Ну... Несерьезные не додумаются потому, что им мысли подобного уровня в голову не приходят...
А насчет квантования - опять-таки красивую картину это нарушает, но есть факты, заставляющие задуматься...

2013-06-16 в 20:07 

istanaro
Lutar e vencer!
Факты в пользу того, что гравитация квантуется -- или наоборот?

URL
2013-06-16 в 20:09 

Atandakil
El sueño de la razón produce monstruos
Факты, позволяющие представить, что может не квантоваться.

2013-06-16 в 20:23 

istanaro
Lutar e vencer!
Ну скажем, тот же Хорхе Занелли говорил, что экспериментально проявления квантов гравитационного поля пока вроде не обнаружено.

URL
2013-06-16 в 20:51 

Atandakil
El sueño de la razón produce monstruos
Не обнаружено. Ни одного самого завалящего гравитона. Хотя гравитационное излучение все же подтверждается наблюдениями. И спектр реликтового излучения не показывает возможного рассеяния на реликтовых высокоэнергетических гравитонах, которые могли оставаться от инфляционной эры. - хотя тут возможны проблемы с чувствительностью.

2013-06-17 в 01:59 

istanaro
Lutar e vencer!
Хм. "Всё страньше и страньше...". Хоть и понятно, что это не конечный ответ на вопрос, потому что вопрос -- почему гравитационное взаимодействие принципиально отличается от других? Неужели только потому, что спин 2, а не 1? Собственно, я эту идею (что гравитация не квантуема) слышал только от Хорхе Занелли, с которым я очень хорошо знаком (мы встречались, наверно, на 10 разных конференциях), и думаю, к этой идее стоит прислушаться.

URL
2013-06-17 в 08:56 

Atandakil
El sueño de la razón produce monstruos
Да, вопрос именно в этом - отчего все взаимодействия квантуемы, а гравитация вдруг нет.
Но, в принципе, все можно объяснить - и непойманные гравитоны, и ненайденую круговую поляризацию реликтового излучения - даже не отказываясь от квантованности гравитации...

2013-06-17 в 13:48 

istanaro
Lutar e vencer!
Насколько я понимаю, проблема прежде всего из-за того, что гравитация описывает геометрию, а квантованная геометрия выглядит не очень понятно.

URL
2013-06-17 в 14:59 

Atandakil
El sueño de la razón produce monstruos
К этому можно привыкнуть - разложив геометрию в один участок мозга, свойства бозона со спином 2 - в другой.

А можно почесать в затылке, задуматься, к примеру, над проблемой фотонов дальних гамма-всплесков, которые упорно не хотят признавать квантованность пространства...
И вполне может появиться желание рассматривать неквантованные волны. :)

2013-06-17 в 20:37 

istanaro
Lutar e vencer!
Хм. Про гамма-всплески аргумент принимается к рассмотрению...

URL
2013-06-17 в 20:42 

Atandakil
El sueño de la razón produce monstruos
А концепция непрерывного неквантованного пространства, загубив между делом на корню весь комплекс струнных теорий, вообще заставляет серьезно задуматься...

   

Звёзды нас ждут

главная