22:35 

Конференция в Висозе

istanaro
Lutar e vencer!
И вот мы побывали на еще одной конференции! Она была в городе Висоза, штат Минас-Жерайс. И снова у меня был "парадный" доклад на целый час. Впрочем, в любой конференции для меня главное -- это встречи!

Встретились в аэропорту Рио-де-Жанейро и сначала поехали в институт. А по ходу -- знакомимся! Больше всего нас впечатлило, что приехал внук Нильса Бора. Вот он как раз напротив меня (в пиджачной паре).





Да, этого я не мог себе представить. Словно ближе к легенде -- ведь Нильса Бора не зря считали живой легендой, а теперь получается, что мы с ним знакомы всего через одного "посредника" -- его внука. А еще на этом фото гости из Италии и Мексики. В общем, обстановка самая непосредственная, какую только можно придумать :).



И мы говорим на разные темы -- практически исключительно связанные с наукой, конечно. Вспомнили, конечно, слова Нильса Бора о том, что "достаточно ли идея безумна, чтобы быть правильной", и более того, продолжили эту мысль -- что иногда осмысленны и совершенно глупые идеи. И я тоже выдал безумную идею -- о том, что угловой момент Вселенной не может быть определен :). Почему? Очень просто. Если у нас лоренцева симметрия (то есть симметрия относительно поворотов в пространстве-времени) не нарушена, то сохраняется угловой момент Вселенной. Но угловой момент (в том числе и Вселенной) -- это вектор, а значит, он задает предпочтительное направление в пространстве, единое для Вселенной, но предпочтительное направление как раз нарушает лоренцеву симметрию... В общем, почти софизм. И эту идею оценили!



Любуемся из окна на Рио.



И вот мы садимся в автобус, чтобы ехать в Висозу. Ехать долго -- 6 часов. Дорога довольно тяжелая (автобус все время виляет по кривым дорогам), но зато мы все ближе к радости.



А вот уже следующий день -- начало самой конференции. Мы втроем -- я, Жозе и уже хорошо мне знакомый Лориано Бонора из Италии, с которым я на этой конференции очень много общался (и нашел с ним очень много общего в интересах).



А это мы уже в университетском корпусе, где как раз и будет конференция. Портрет Нильса Бора не случаен -- именно ему, а точнее столетию формулировки его модели атома, посвящена конференция. И я снова одет как гаучо -- главным образом, потому что мне это просто нравится. Ну и, конечно, из-за того, что из-за песни "Quebrando Tudo" нарушение Лоренца у меня устойчиво ассоциируется с гаучо :).



А вот и люди собрались на первое заседание...



Знакомлюсь с Робертом Бранденбергером из Канады, который читал лекции по космологии. И, что мне особенно понравилось -- он рассказывал и про "странную" гравитацию, где пространство очень сильно отличается от времени, и которой я тоже занимался. И один из самых ударных выводов у него был -- это идея "возбуждающейся" Вселенной, суть которой состоит в том, что до определенного момента Вселенная сжималась, а потом сжатие сменилось расширением. Я, конечно, капельку поделился про наши игры с метрикой Гёделя и крысами :), и, похоже, ему это понравилось :).



Докладывал и внук Нильса Бора -- Хенрик. По правде говоря, это была скорее химия, чем физика (точнее, это была теория межмолекулярных взаимодействий), но все слушали его невероятно внимательно!



Вот такая иллюстрация к межмолекулярным взаимодействиям. Сложные молекулы словно похожи на какие-то странные растения...



Рассказывал он, конечно же, и про Нильса Бора. Про то, что он вполне мог сказать о себе "Я сделал глупость", а мог и быть довольно напористым (как-то он поколотил Гейзенберга в пылу спора, и Гейзенберг говоря с ним, как-то даже закрывал лицо руками). И про то, как Черчилль сказал ему "Вы блестящий физик, но ровным счетом ничего не смыслите в политике" -- то есть Бор был по-настоящему "не от мира сего". И про то, как Нильс Бор воспитывал... хотя слово "воспитание" здесь не годится, скорее "просвещал", "образовывал" внуков, предлагая им разные задачи для исследования (например, классическая задача: есть два стакана, в одном вода, в другом вино, и из стакана с водой набрали ложку и перелили в стакан с вином, а потом из стакана с вином набрали ложку и перелили в стакан с водой, чего окажется больше -- вина в воде или воды в вине? Были и еще проблемы, и не абстрактного, а вполне себе качественного плана). А еще Бор говорил о себе "Я родился в правильное время и использовал правильные возможности" (вот вам и эльфийский мотив "быть в нужное время в нужном месте"). А как мне понравилось, что, оказывается, это Бор первым употребил выражение "открытое мировосприятие", которое мне так нравится! И про то, какие книги он любил -- правда, ничего особенно необычного не называлось (Дюма, кажется, Диккенс...). А у меня в мыслях был простой вопрос, ответа на который, впрочем, никто не знает -- интересно, понравились бы Бору книги Толкиена или нет? :)

Конференция была выше всяких похвал! Но впечатление было бы неполным, если бы и я не докладывал -- и снова у меня был "парадный" доклад на целый час. А именно -- дальнейшее развитие идеи о том, как совместить суперсимметрию с нарушением симметрии Лоренца. И это не случайно -- похоже, идея отозвалась!!!

Настраиваюсь к докладу :). И мне помогают настраивать компьютер и проектор.





Какая одежда больше всего подходит для доклада по нарушению Лоренца? Конечно, одежда гаучо! Потому что "Vamos quebrar... simetria de Lorentz!"



Очаруйся сам и очаровывай окружающих!!! Ведь в докладе ббыла в том числе и "появляющаяся геометрия" -- да, благодаря нарушению Лоренца пространство становится другим.



И куча вопросов!!! Впрочем, я спокойно отвечал на них.



О чем-то говорим с Хенриком -- внуком Нильса Бора.



Дискутируем с Оливье -- главным организатором этой конференции.



А по ходу появляются новые очаровывающие идеи...



Замечательно видеть, как светят люди, но еще более -- понимать, что и ты тоже светишь!





В общем, радость настоящая!


URL
Комментарии
2013-08-15 в 20:48 

Atandakil
El sueño de la razón produce monstruos
Как славно!

А рассуждение о моменте мне понравилось :)

2013-08-18 в 00:49 

istanaro
Lutar e vencer!
Ага! Похоже, это уже софизм от меня :), а вообще, может быть, симметрия Лоренца действительно нарушена, как минимум из-за особой роли времени в космологии...

URL
2013-08-18 в 01:00 

Atandakil
El sueño de la razón produce monstruos
а вообще, может быть, симметрия Лоренца действительно нарушена, как минимум из-за особой роли времени в космологии... Если бы мы знали, насколько она особая. Но вообще, странно было бы,если бы симметрия временная существовала :)

2013-08-18 в 01:20 

istanaro
Lutar e vencer!
Ну это да :), впрочем, это интуитивный аргумент...

URL
2013-08-18 в 13:42 

Atandakil
El sueño de la razón produce monstruos
В другой стороны, СР-симметрия нарушена. :)

Кстати, о моменте. В принципе, наблюдаемая Вселенная вполне может иметь случайный локальный момент, приобретенный на достаточно ранней стадии, и это ничего существенного не будет означать. :)

2013-08-18 в 14:01 

istanaro
Lutar e vencer!
Хм. Если момент маленький, то ось вращения эта будет иметь лишь формальный смысл.

URL
2013-08-18 в 14:09 

Atandakil
El sueño de la razón produce monstruos
Главное, что ненулевой :) И, в принципе, он вероятен и неудивителен.

2013-08-18 в 14:44 

istanaro
Lutar e vencer!
Ну это понятно... А вклад от него, естественно, мал.

URL
2013-08-18 в 15:01 

Atandakil
El sueño de la razón produce monstruos
Только на моей памяти "вращение Вселенной" открывали и закрывали раза три.

2013-08-18 в 17:56 

istanaro
Lutar e vencer!
Хм, интересно, в каком контексте, и какие от этого были следствия?

URL
2013-08-18 в 19:39 

Atandakil
El sueño de la razón produce monstruos
Ну, следствий не было никаких. За исключением закрытий. Реакции публики были дисперсными :)
Один раз усмотрели признаки упорядоченного движения сверхскоплений (отклонение распределения их пекулярных скоростей (относительно реликтового фона) от случайного). Второй раз - упорядоченный характер флуктуаций температуры реликтового фона (пресловутая "ось зла" - выделенное направление, в котором квадрупольный и октупольный компоненты вариаций температуры якобы совпадают). Третий - когда вдруг обнаружили, что левовращающихся галактик в северной полярной области на семь процентов больше, чем правовращающихся.
Самое забавное - все результаты давали совершенно различные ориентации оси. :) :) :) :)

2013-08-18 в 22:16 

istanaro
Lutar e vencer!
Помню, Магейжо что-то писал про асимметрию из космологических наблюдений.

URL
2013-08-18 в 22:24 

Atandakil
El sueño de la razón produce monstruos
Именно он и ввел термин "ось зла", насколько помнится.

2013-08-18 в 22:28 

istanaro
Lutar e vencer!
Да, именно он.

URL
2013-08-18 в 22:37 

Atandakil
El sueño de la razón produce monstruos
Помню, как я тогда (и еще после работы Пенроуза о кольцевых аномалиях реликтового фона) остро почувствовал несовершенство аппарата матстатистики...

2013-08-18 в 22:47 

istanaro
Lutar e vencer!
А меня та работа интересовала в основном с точки зрения проявлений нарушения Лоренца в космологии :).

URL
2013-08-18 в 22:51 

Atandakil
El sueño de la razón produce monstruos
Я понимаю... :)
Но вся беда - что надежного способа доказать, что это выходит за рамки статистики, математика не дает...

2013-08-18 в 22:58 

istanaro
Lutar e vencer!
В общем, имеется гипотеза, до конца не доказанная...

URL
2013-08-19 в 11:41 

Atandakil
El sueño de la razón produce monstruos
И совершенно неясно, как ее доказывать и/или опровергать.
Другой вопрос - если наблюдаемая причинно связанная область или ее значительный объем действительно имеет момент, это ничего особенного может не означать - этот момент может иметь случайный характер, обусловленный характером распространения волн плотности на ранних этапах.
А третий вопрос - столь крупномасштабные характерные размеры неоднородностей заставляют задуматься о спектре первичных возмущений при инфляции.

2013-08-19 в 14:10 

istanaro
Lutar e vencer!
То есть угловой момент большой области Вселенной сам по себе о нарушении Лоренца не говорит?

URL
2013-08-19 в 15:46 

Atandakil
El sueño de la razón produce monstruos
В принципе, может и не говорить. если в спектре первичных акустических колебаний присутствовали по тем или иным причинам достаточно длинноволновые моды, соответствующие к настоящему моменту длинам волн порядка десятков миллиардов световых лет, то они могли привести к появлению момента в локальных областях соответствующего размера.
Другое дело - расчеты дают длину акустических волн, меньшую на порядок, так что сверхдлинные волны требовали бы дополнительного объяснения.

2014-06-01 в 19:57 

Atandakil
El sueño de la razón produce monstruos
Кстати, расчеты - расчетами, но практика заставляет заподозрить существование сверхдлинных мод в спектре акустических колебаний (alef0.diary.ru/p194887145.htm).
Так что варианты возможны...

2014-06-01 в 20:10 

istanaro
Lutar e vencer!
Но сверхдлинные моды, то есть очень большой масштаб длин -- вероятный аргумент в пользу нарушения Лоренца?

URL
2014-06-01 в 20:24 

Atandakil
El sueño de la razón produce monstruos
Не обязательно - а возможно, и наоборот, потому что они могут объяснять ненулевой момент наблюдаемой Вселенной, если он все же будет установлен.

Но другой вопрос - с ними столько непонятного... В реликтовом фоне эти моды не обнаруживаются - его еще раз специально перепроверяли на предмет их нахождения. Внятных мыслей о механизмах их формирования пока не наблюдается. В принципе, тут есть от чего растеряться...

2014-06-01 в 21:55 

istanaro
Lutar e vencer!
Хм. "Все страньше и страньше" :). А вообще хотелось бы, чтобы симметрия Лоренца была нарушена :).

URL
2014-06-01 в 22:02 

Atandakil
El sueño de la razón produce monstruos
/*Затосковав*/ Каким механизмом? :)

Мне вот хотелось бы, чтобы куда-нибудь рассосались сверхкрупные структурные образования типа Huge LQG или Великой стены Геркулес - Северная Корона.
читать дальше

2014-06-01 в 22:15 

istanaro
Lutar e vencer!
В смысле -- космические струны? У нас, кстати, ими весьма активно занимаются.

URL
2014-06-01 в 22:20 

Atandakil
El sueño de la razón produce monstruos
Да, большие массивные струны, которые-де своей гравитацией сформировали эти запредельно длинные суперструктуры...

2014-06-01 в 22:22 

istanaro
Lutar e vencer!
Вообще любопытная гипотеза...

URL
2014-06-01 в 22:40 

Atandakil
El sueño de la razón produce monstruos
Да. Причем чувствуется в ней какой-то элемент отчаяния... :)

2014-06-01 в 22:45 

istanaro
Lutar e vencer!
По принципу "за неимением лучшего"?

URL
2014-06-02 в 08:28 

Atandakil
El sueño de la razón produce monstruos
Ну, да. Менее экзотических идей нет - вот и пытаются все попробовать... И открытые струны длиной в гигапарсеки...

   

Звёзды нас ждут

главная