16:17 

Открытие в космологии

istanaro
Lutar e vencer!
Андрей Линде и космологическое открытие, подтверждающее инфляционную теорию расширения Вселенной.





В 1987 году я впервые услышал об инфляционной теории, совсем краешком уха, и меня впечатлило и "накрыло". А теперь это подтвердилось!
А вот текст об этом (на английском): news.stanford.edu/news/2014/march/physics-cosmi... .

URL
Комментарии
2014-03-18 в 19:36 

Atandakil
El sueño de la razón produce monstruos
О первичном обнаружении ротационной (B-) моды реликтового излучения BICEP2 я еще когда писал!
а теперь подтвердили на 5σ

2014-03-18 в 21:04 

istanaro
Lutar e vencer!
Все равно -- теперь, кажется, об этом заговорили гораздо более серьезно... (и можно ссылку на твой текст про ротационную моду?)

URL
2014-03-18 в 21:09 

Atandakil
El sueño de la razón produce monstruos
alef0.diary.ru/p190256382.htm
Хотя пока нашли только рассеяние на гравитационных волнах - не обязательно на первичных.

2014-03-18 в 22:29 

istanaro
Lutar e vencer!
Все равно -- существенный шаг.

URL
2014-03-19 в 03:25 

Atandakil
El sueño de la razón produce monstruos
Конечно.
Как минимум, неопровержимо доказано наличие гравитационных волн.

2014-03-19 в 14:41 

istanaro
Lutar e vencer!
А это существенно! Потому что гравитационные волны до последнего момента были под вопросом! А если есть гравитационные волны, то, кто знает, может, и кванты гравитации удастся найти...

URL
2014-03-19 в 15:04 

Atandakil
El sueño de la razón produce monstruos
А это существенно!
Да, и весьма!

А если есть гравитационные волны, то, кто знает, может, и кванты гравитации удастся найти... Nulla fluctus sine particula!

2014-03-19 в 16:04 

istanaro
Lutar e vencer!
Ага, именно -- есть волна, значит, есть частица :). Вообще меня тогда Жорже Занелли капельку шокировал идеей, что гравитация может не квантоваться, но, возможно, это был чисто интуитивный аргумент в духе "раз мы не можем это сделать, то это невозможно".

URL
2014-03-19 в 16:17 

Atandakil
El sueño de la razón produce monstruos
Ну... тут есть еще более интуитивные соображения...
Гравитация может не квантоваться - без всяких гравитационных волн.
Но они есть. И это уже сложнее.
Опять же, при этом Стандартная модель вопиет. Или вопияет. Горько плачет, одним словом - потому что нужно же куда-то пристраивать спин 2 :)

2014-03-19 в 16:21 

istanaro
Lutar e vencer!
Так в том и дело -- спин 2 естественно появляется из струн, а как расширить стандартную модель подходящим образом? :)

URL
2014-03-19 в 16:28 

Atandakil
El sueño de la razón produce monstruos
Ну... что есть подходящим...
Самой Стандартной модели все просто. :)
Хуже с описанием... :) И то для случая слабых полей проблем не видно.

2014-03-19 в 16:54 

istanaro
Lutar e vencer!
Ну, линеаризованная гравитация -- вполне нормальная теория... Впрочем, ведь и в КХД есть всякие непертурбативные штучки, конфайнмент тот же -- чем это хуже ЧД?

URL
2014-03-19 в 17:18 

Atandakil
El sueño de la razón produce monstruos
В том-то и дело - в сильном варианте неперенормируемость квантовой гравитации, скорее всего, означает лишь тот факт, что тонкости "строения" пространства в малых масштабах являются нетривиальными. Или неполноту модели. И она отнюдь не мешает пользоваться для описания вполне реальных процессов при привычных масштабах энергии.

2014-03-19 в 17:25 

istanaro
Lutar e vencer!
В чем и дело. Для низких энергий обычная гравитация вполне работает, а для высоких -- непонятно, что может быть.

URL
2014-03-19 в 17:29 

Atandakil
El sueño de la razón produce monstruos
А строго говоря - всего лишь непонятно, как считать. :)

2014-03-19 в 17:41 

istanaro
Lutar e vencer!
Если угодно, да -- нет подходящего математического описания.

URL
2014-03-19 в 19:23 

Atandakil
El sueño de la razón produce monstruos
Ну, да.
И в связи с этим я давно пугаюсь мысли (ну, как и мысли о пространстве как суперпозиции состояний) о том, что физически расходимость гравитационного поля может обрезаться на масштабах масс, соответствующих массам инфлатона - тогда физического смысла описание гравитационного поля на этом масштабе энергии просто теряет.
Ну, а заодно вечный вопрос о том, что происходит в окрестностях сингулярности, теряет смысл - запускается инфляция, отделяемая горизонтом событий. :lol:
Но в этом всем есть одна проблема...

2014-03-19 в 20:16 

istanaro
Lutar e vencer!
То есть что гравитация -- просто эффективная теория, которая выше некоторой энергии просто не имеет смысла?
А масса инфлатона -- это масса поля квинтэссенции? Но она сверхмалая...
А суперпозиция состояний -- идея страшная. Потому что хочется единого описания...
И -- какая проблема?

URL
2014-03-19 в 20:37 

Atandakil
El sueño de la razón produce monstruos
То есть что гравитация -- просто эффективная теория, которая выше некоторой энергии просто не имеет смысла?
Нет, просто утрачивает применимость.

А масса инфлатона -- это масса поля квинтэссенции? Но она сверхмалая... Ну... массу кванта скалярного инфлатонного поля оценивают как 10^12 - 10^15 ГэВ.

И -- какая проблема? Инфлатонное поле - скалярное...

А суперпозиция состояний -- идея страшная. Потому что хочется единого описания... Ну... Нейтрино тоже хотелось иметь безмассовым и в чистых состояниях :) :) :) :)

2014-03-19 в 21:45 

istanaro
Lutar e vencer!
Хм, мне все попадались тексты, что масса поля квинтэссенции (инфлатона) сверхмалая, около 10^-28 ГэВ...

URL
2014-03-20 в 01:37 

Atandakil
El sueño de la razón produce monstruos
Поле квинтэссенции, определяющее сегодняшнюю темную энергию - да.
Но я имел в виду инфлатонное поле инфляционной стадии - там оценка обычно составляет около 10^-6 массы Планка, и те инфлатоны благополучно распались, нагревая Вселенную после ее окончания.
Тогда может иметь место ультрафиолетовое обрезание на этом масштабе масс.

2014-03-20 в 02:16 

istanaro
Lutar e vencer!
А! Эту гипотезу я особо и не встречал, может, просто внимания на это не обращал... И сильно большой вклад в энергию давал распад инфлатонов?

URL
2014-03-20 в 02:30 

Atandakil
El sueño de la razón produce monstruos
В принципе, если верна идея с холодной инфляцией - тогда именно распад инфлатонов обеспечил нагрев Вселенной после ее завершения

2014-03-20 в 08:21 

Atandakil
El sueño de la razón produce monstruos
А суперпозиция состояний -- идея страшная. Потому что хочется единого описания...
И лоренцевой симметрии... :) :)

2014-03-20 в 20:01 

istanaro
Lutar e vencer!
Про инфлатоны -- идея хорошая :).

URL
2014-03-20 в 20:10 

Atandakil
El sueño de la razón produce monstruos
Ага. Автоматически рост напряженности гравитационного поля запускает инфляцию, отделенную от нас горизонтом событий. :) :)

2014-03-20 в 20:12 

istanaro
Lutar e vencer!
Почему бы и нет? А там -- и другие Вселенные :).

URL
2014-03-20 в 20:14 

Atandakil
El sueño de la razón produce monstruos
Вот-вот... И проблема неперенормируемости квантовой гравитации решается...

2014-03-20 в 21:08 

istanaro
Lutar e vencer!
Обрезанием по энергии? Конечно. Правда, планковская масса слишком велика...

URL
2014-03-21 в 01:24 

Atandakil
El sueño de la razón produce monstruos
Ну, 10^-6 от нее - уже меньше. :)
Зато планковская длина, которой решают проблему ("квантование пространства" ) с другой стороны, слишком мала, и, опять же, при этом квантование пространства по наблюдениям гамма-всплесков если и существует, то на куда меньших масштабах.
Так что как вариант - это возможно.

2014-03-21 в 14:36 

istanaro
Lutar e vencer!
Мне как-то попадался вариант не 10^-6, а 10^-2. А с квантованием пространства все сложнее...

URL
2014-03-21 в 19:28 

Atandakil
El sueño de la razón produce monstruos
С другой стороны, встречаются оценки 10^12 ГэВ.

А насчет квантования пространства - я писал про наблюдения гамма-всплесков, которые его не хотят подтверждать.

2014-03-21 в 20:31 

istanaro
Lutar e vencer!
10^12 ГэВ -- это более или менее 10^-6 планковской массы... А вот с гамма-всплесками сложнее (ведь если гравитация квантуется, то кто знает, что там на сверхмалых расстояниях -- помню, еще в 1993 г. мне знакомый математик говорил, что не уверен, что Вселенная является гладким многообразием...). В любом случае проблему квантования гравитации надо решать.

URL
2014-03-21 в 20:33 

Atandakil
El sueño de la razón produce monstruos
Это точно... Как? :)

2014-03-21 в 20:35 

istanaro
Lutar e vencer!
В том и дело... С одной стороны, если есть волны, должны быть и кванты, с другой, что делать с гамма-всплесками...

URL
2014-03-21 в 21:03 

Atandakil
El sueño de la razón produce monstruos
Иметь гладкое многообразие и иметь фазовый переход на фиолетовом конце.

2014-03-21 в 21:10 

istanaro
Lutar e vencer!
Фазовый переход во что?

URL
2014-03-21 в 21:29 

Atandakil
El sueño de la razón produce monstruos
В тот самый ложный вакуум...

2014-03-22 в 02:53 

istanaro
Lutar e vencer!
Который способен инфляционно расширяться?

URL
2014-03-22 в 08:44 

Atandakil
El sueño de la razón produce monstruos
Да. И тогда вклады высоких энергий оказываются физически бессмысленными

2014-03-22 в 13:44 

istanaro
Lutar e vencer!
И проблема перенормировки отпадает сама собой :).

URL
2014-03-22 в 14:10 

Atandakil
El sueño de la razón produce monstruos
Вот именно - "не в этом мире" :)

2014-03-22 в 14:16 

istanaro
Lutar e vencer!
Да :). И в нашем мире все энергии наблюдаемые.

URL
2014-03-22 в 14:23 

Atandakil
El sueño de la razón produce monstruos
Не считая того, что они загадочным образом подчас сокращаются. :)

2014-03-22 в 14:32 

istanaro
Lutar e vencer!
Ну это уже чудо :) (miraculous cancellations). И обычно для этого нужна суперсимметрия.

URL
2014-03-22 в 14:41 

Atandakil
El sueño de la razón produce monstruos
Ну, а как-то надо же...

2014-03-23 в 08:24 

Atandakil
El sueño de la razón produce monstruos
А вообще, обнаруженное угловое распределение круговой поляризации с мультипольным коэффициентом менее 100 - это, скорее всего, именно рассеяние на инфлатонах.
Микролинзирование должно дать мультипольный коэффициент, минимум на порядок больший - если, конечно, ранняя Вселенная не была нашпигована, скажем, черными дырами, неизвестно, куда канувшими. :)
Так что это - действительно, инфляция. Или что-то неизвестное, успешно ее маскирующее. :)

2014-03-23 в 14:49 

istanaro
Lutar e vencer!
Тем лучше. Теперь бы еще найти, какой потенциал у инфлатонов...

URL
2014-03-23 в 15:03 

Atandakil
El sueño de la razón produce monstruos
А прямо по Линде arxiv.org/abs/hep-th/0211048
Для начала. :)

2014-03-23 в 15:36 

istanaro
Lutar e vencer!
А, эту работу я помню :).

URL
2014-03-23 в 15:53 

Atandakil
El sueño de la razón produce monstruos
Ну, и так далее...

   

Звёзды нас ждут

главная