Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
02:06 

Впечатления сегодняшнего дня

istanaro
Lutar e vencer!
Главное впечатление сегодня связано с нейтрино, точнее с семинаром по нейтрино.
Потому что во-первых, на нем я получил ответ на вопрос -- если у нейтрино масса ненулевая, то какая у них скорость? Оказывается, действительно не скорость света, а меньше, правда, определить, насколько меньше, точность эксперимента пока не позволяет.
В-2-х, и ответ на вопрос, почему нейтрино прибывают в пункт назначения быстрее фотонов (наблюдения сверхновой SN1987) -- все просто: нейтрино практически ни с чем не взаимодействует, поэтому не рассеивается и летит по прямой. А фотон рассеивается и летит фактически зигзагами. Более того, фотоны из ядра Солнца по оценкам достигают его поверхности чуть ли не за 100 тысяч лет, а не за 2-3 секунды, как наивно кажется.

URL
Комментарии
2014-07-31 в 13:10 

Atandakil
El sueño de la razón produce monstruos
Тут все же следует принимать в расчет то обстоятельство, что по имеющейся информации о массе покоя нейтрино, задержка во времени распространения нейтрино относительно фотонов на дистанции, равной расстоянию до Большого Магелланова облака, является заметно меньшей времени, проходящего от пика нейтринного охлаждения (излучение нейтрино) до момента выхода основного фронта ударной волны на поверхность звезды (начало явно видимой стадии взрыва). Поэтому на фоне нескольких часов, проходящих между этими явлениями, запаздывание нейтрино окажется незамеченным.
Поучительно было бы сопоставлять рассогласования по времени регистрации нейтрино и фотонов для более далеких взрывов и строить зависимость времени рассогласования от расстояния - но увы, для этого хорошо бы повысить возможности детектирования нейтрино на пару порядков.

2014-07-31 в 14:26 

istanaro
Lutar e vencer!
Ну так вчера и говорилось, что анализ весьма неточный, и определить, насколько скорость нейтрино меньше скорости света, не удалось.

URL
2014-07-31 в 15:44 

Atandakil
El sueño de la razón produce monstruos
Это не анализ неточный, а компьютеры слабенькие. :)
Была бы хорошая модель... :)

2014-07-31 в 22:11 

istanaro
Lutar e vencer!
Ну это да. И модель хорошая, и измерения качественные нужны...

URL
2014-08-01 в 08:50 

Atandakil
El sueño de la razón produce monstruos
Да, а пока нет ни того, ни другого, остаются полукачественные идеи.

2014-08-01 в 13:43 

istanaro
Lutar e vencer!
Что правда, то правда. Просто я столько раз слышал, что у нейтрино скорость равна скорости света, а уж то, что нейтрино в некотором смысле быстрее фотонов (в смысле, что нейтрино летят по прямой, а фотоны рассеиваются), меня сильно впечатлило.

URL
2014-08-01 в 14:27 

Atandakil
El sueño de la razón produce monstruos
дело в том, что значительная часть фотонов все же добирается до наблюдателя без рассеяния - а то наблюдалась бы игра цветов и, соответственно, времен распространения для разных длин волн. В случаях каких-нибудь дальних гамма-всплесков с удалением в миллиарды световых лет результаты были бы интригующими - а на самом деле и мягкие рентгеновские фотоны, и гамма-кванты и оптическое послесвечение наблюдаются при гамма-всплесках (если повезет) в одной вспышке с вполне разумным и объяснимым рассогласованием по времени.
Вот если бы хоть от одного гамма-всплеска отловить нейтринную компоненту - на дистанции в десяток миллиардов световых лет точность измерения средней массы покоя поколений нейтрино оказалась бы вполне неплохой.

2014-08-02 в 02:08 

istanaro
Lutar e vencer!
С другой стороны, тот же эффект, что нейтрино опережают фотоны, может быть объяснен только рассеянием... А про гамма-всплески -- да, наверно, на них проверить запаздывание фотонов было бы интереснее.

URL
2014-08-02 в 08:38 

Atandakil
El sueño de la razón produce monstruos
С другой стороны, тот же эффект, что нейтрино опережают фотоны, может быть объяснен только рассеянием...
Отчего? Даже качественно с приближенным расчетом ясно, что пик нейтринного охлаждения на несколько часов предшествует выходу ударной волны на поверхность (визуально наблюдаемой стадии взрыва). Даже если на пути в 170 световых лет время распространения нейтрино окажется на полчаса-час большим, чем у фотонов, все равно регистрация нейтрино будет предшествовать наблюдению вспышки.

2014-08-02 в 14:44 

istanaro
Lutar e vencer!
Ну так это тоже эффект с рассеянием фотонов, только внутри звезды (не случайно упоминались те самые 100 тысяч лет, нужные, чтобы фотон из ядра дошел до поверхности).

URL
2014-08-02 в 15:54 

Atandakil
El sueño de la razón produce monstruos
Да, ударная волна, усиленная нейтринной детонацией (перенос энергии из ядра при захвате нейтрино) добирается до поверхности куда раньше фотонов. Есть, правда, УФ прекурсор - перед вспышкой поверхность звезды начинает нагреваться и повышать яркость - но он проявляется уже после нейтринной вспышки

2014-08-02 в 20:46 

istanaro
Lutar e vencer!
Ударная волна -- за счет очень высокого давления распространяется так быстро? Потому что встречал модели (полуэкзотические), где скорость звука (фактически -- скорость ударных волн) бесконечная...

URL
2014-08-02 в 20:55 

Atandakil
El sueño de la razón produce monstruos
Как быстро - ориентировочно часа три? Она вообще странно и своеобразно с отскоком распространяется в достаточно неплотной газовой среде звезды, пока та падает на коллапсировавшее ядро (и на это еще накладывается нейтринный нагрев, соответствующий плотности, реакции на фронте волны и прочее)

2014-08-02 в 20:59 

istanaro
Lutar e vencer!
Ну, три часа для не слишком больших звезд дает весьма реалистичную скорость ударных волн...

URL
2014-08-02 в 21:21 

Atandakil
El sueño de la razón produce monstruos
Так об этом и речь - а опережение нейтрино при наблюдении SN1987A составляло примерно эту величину. Поэтому принципиально ясно лишь то, что разность времени распространения нейтрино и фотонов на дистанции около 170 kly не превышает часа, максимум, парочки часов.
Вот появись точная модель взрыва сверхновых типа II, которая позволила бы с точностью до минут рассчитывать динамику взрыва голубого сверхгиганта массой 17 солнечных - и средняя масса поколений нейтрино по данным SN 1987A была бы измерена с приличной точностью. :)
Появись способ регистрации нейтрино от сверхновых, удаленных на три порядка дальше - тоже... :)

   

Звёзды нас ждут

главная