21:13 

О моем опыте с лекциями в школах

istanaro
Lutar e vencer!
Среди моих разнообразных педагогических опытов, которые у меня начались с 14 лет, особого внимания заслуживают лекции в школах. История началась так – тогда (это был 1992 год) в астрономическом кружке Дворца пионеров решили устроить что-то вроде встречи выпускников, но не простой встречи, а чтобы выпускники рассказывали о том, чем они интересуются и что полюбили. И мне предложили делать обзор НФ. Рассказывал я, как сейчас помню, про Урсулу, Пола Андерсона, Франсиса Карсака и кого-то еще. Наверно, доклад понравился. Но главное -- среди слушателей была сотрудница Института усовершенствования учителей, которой этот доклад понравился.



И через некоторое время она предложила мне прочитать лекцию по НФ для учителей! А именно – по предвидению открытий и изобретений в НФ. Конечно, я использовал и «Черты будущего» Артура Кларка, но и много собственных выводов на темы, о которых у Кларка говорилось по минимуму или не говорилось совсем. А текст лекции (с рядом обновлений) – вот: istanaro.livejournal.com/123673.html , istanaro.livejournal.com/124445.html .

И я до сих пор вспоминаю – на ту встречу (она была во время школьных каникул) приезжали учителя из разных городов, включая Иркутск, и как мне потом говорили, некоторые из них сначала к такой лекции отнеслись настороженно, но когда я начал рассказывать, они очаровались! Последовала куча вопросов, и про разные странные теории (помню, что приходилось ниспровергать какие-то особо безумные гипотезы), и про художественные вкусы (и какие книги из НФ я мог бы рекомендовать). В общем, я понравился! И немудрено, что меня стали звать в разные школы. И сначала именно с этой лекцией – по открытиям и изобретениям. Наверно, я в тот период прочитал эту лекцию как минимум в пяти школах.

Потом меня стали звать читать и другие лекции. Например, меня позвали рассказывать про второе начало термодинамики – ведь на уровне обычного школьного курса его объяснить довольно трудно. Рассказал – и не просто ввел понятие, а использовал и литературные аналогии (цитировал и «Хоббита», потому что загадка Горлума про время лучше всего иллюстрирует, как действует энтропия, и еще разную НФ, например, Дугласа Адамса – которого я тогда прочитал только в оригинале, на английском, и только первую часть -- ведь это у Адамса на корабле с «невероятностной тягой» часть воды в стакане вдруг начинает самопроизвольно кипеть, а другая – самопроизвольно замерзать!) , и более того, исхитрился без особых проблем объяснить, что такое интеграл – ведь в этот момент, когда изучается термодинамика, интеграл в школе еще не проходят. И школьники поняли, и им понравилось! (при том, что это был обычный, а не профилированный класс). И платили мне за эти лекции в основном не деньгами, а шоколадом и конфетами, что мне очень нравилось.

А по ходу этого был еще один случай, произведший на меня очень яркое впечатление. Когда я ехал в автобусе, одна дама с ужасом обнаружила, что забыла деньги на проезд, и кондуктор стал очень грубо ей выговаривать – и поэтому я предложил заплатить за нее. После этого мы с этой дамой, конечно же, разговорились, и она сказала, что преподает математику в школе. В ответ на что я, конечно, предложил прочитать научно-популярную лекцию по математике или физике...

Были, конечно, и грустные мотивы – например, одна дама, приглашавшая меня довольно часто, перешла работать в лицей, пригласила меня один раз, но потом сказала, что часто звать меня не может, потому что их директор – «сухарь», который считает, что главное в курсе физики – это подготовка к вступительным экзаменам в вуз... А ведь если люди физику не полюбят, то никакие вступительные экзамены они сдавать просто не захотят!

А в 2005 году я снова читал лекцию учителям физики – лекция была по космологии. И они в первый раз услышали, что Вселенная расширяется с ускорением, а значит, учебники снова устарели... Как их это впечатлило – тот факт, что наука делается прямо сейчас!
В общем, был у меня и такой опыт – и наверно, он был в радость многим.


URL
Комментарии
2016-04-02 в 22:13 

uele
Бороться и искать, найти и перепрятать
Ух ты! Здорово.
А какая связь между Горлумом и термодинамикой?))

2016-04-02 в 23:15 

istanaro
Lutar e vencer!
Загадка Горлума про время идеально иллюстрирует распад всего и вся, который является основным проявлением роста энтропии.

URL
2016-04-02 в 23:55 

uele
Бороться и искать, найти и перепрятать
istanaro, ыыыы, однако)).
А что такое энтропия? Меня в гугле не забанили, но обычно личные объяснения короче и понятнее. Если мне интересно, подробности я добираю потом...

2016-04-03 в 01:25 

istanaro
Lutar e vencer!
Если грубо, то энтропия -- мера хаотичности системы. Чем меньше энтропии, тем более упорядочена система. И в принципе энтропия растет просто из-за того, что неупорядоченных состояний много больше, чем упорядоченных. И мы можем говорить о том, насколько энтропия меняется с естественной эволюцией системы - и если не прикладывать специальных усилий, она растет.
Простой пример. Пусть у тебя на полке 20-томник Шекспира. Упорядоченное только одно состояние -- когда все тома в порядке от 1-го к 20-й. А теперь представь себе, что ты читаешь Шекспира по настроению и ставишь каждый том как попало. В результате у тебя 20! расстановок (что-то около 10^14). И только одна из этих расстановок -- правильная. И можно сказать, что состояние с нулевой энтропией -- это единственная правильная расстановка.

URL
2016-04-03 в 01:39 

uele
Бороться и искать, найти и перепрятать
istanaro, о, спасибо, понятно объяснил)).

2016-04-03 в 01:42 

istanaro
Lutar e vencer!
Вообще на этот счет текст писать надо... И я попытаюсь это сделать.

URL
2016-04-03 в 04:08 

Atandakil
El sueño de la razón produce monstruos
И они в первый раз услышали, что Вселенная расширяется с ускорением, а значит, учебники снова устарели...
А если подтвердится, что рост постоянной Хаббла является колебательным, придется читать еще одну лекцию....

2016-04-03 в 15:03 

istanaro
Lutar e vencer!
Ну, во всяком случае сейчас ускорение наблюдается :). А колебательность константы (константы??) Хаббла -- это вроде довольно новая гипотеза...
А по сути -- смысл таких лекций состоял не столько в том, чтобы прямо с этим идти в школы (впрочем, можно идти и с этим, чтобы продемонстрировать, что наука -- живая, а на остановившаяся!), сколько в том, чтобы дать представление о современных проблематиках.

URL
2016-04-04 в 08:22 

Atandakil
El sueño de la razón produce monstruos
А колебательность константы (константы??) Хаббла -- это вроде довольно новая гипотеза...
Скорее, вариант интерпретации наблюдаемых данных.

смысл таких лекций состоял не столько в том, чтобы прямо с этим идти в школы (впрочем, можно идти и с этим, чтобы продемонстрировать, что наука -- живая, а на остановившаяся!), сколько в том, чтобы дать представление о современных проблематиках.
Самый правильный подход. Но для него нужно давать представление о существующих концепциях и данных.

2016-04-04 в 13:43 

istanaro
Lutar e vencer!
Вот представление и надо давать. Как я думаю, смысл всех этих повышений квалификации для учителей школ - в том числе и в том, чтобы давать им представление о новых идеях науки, кстати, поэтому и моя лекция по НФ была значима (я ее именно на таком мероприятии в первый раз читал).
А что параметр Хаббла меняется -- в принципе, константой он называется довольно условно, иначе был бы просто экспоненциальный рост радиуса...

URL
2016-04-04 в 14:17 

Atandakil
El sueño de la razón produce monstruos
Самая переменная константа в мире. :)

2016-04-04 в 14:49 

istanaro
Lutar e vencer!
Ага, именно так. Просто скорее всего, она почти не меняется в течение "обычных" интервалов астрономических наблюдений :).

URL
2016-04-04 в 14:55 

Atandakil
El sueño de la razón produce monstruos
Обычным для астрономических наблюдений является интервал порядка тринадцати миллиардов лет :)
Правда, подробности в начале этого интервала плохо видны. :)

2016-04-04 в 14:57 

istanaro
Lutar e vencer!
Неа, я имел в виду -- в течение периодов порядка длительности жизни человека.... Но тогда получается, что за краткий период расширение Вселенно не слишком отличается от экспоненциального?

URL
2016-04-04 в 15:06 

Atandakil
El sueño de la razón produce monstruos
А его до конца XX века таким и считали.

2016-04-04 в 15:09 

istanaro
Lutar e vencer!
Хм, интересно, какой функцией тогда должно описываться расширение Вселенной теперь? Что у нас растет быстрее экспоненты?

URL
2016-04-04 в 15:35 

Atandakil
El sueño de la razón produce monstruos
Вот мне интересно. :)
как минимум, потому что это может упираться в форму потенциала той самой пресловутой квинтэссенции. Или в описание пространства, которого от физики не дождаться. :)
Вот как скажут, чему и почему равна энергия вакуума - так сразу все станет ясным...

2016-04-04 в 17:14 

istanaro
Lutar e vencer!
Да, потенциалы квинтэссенции рассматривались самые безумные, кажется, даже экспонента от экспоненты. И векоторная квинтэссенция тоже предлагалась.

URL
2016-04-05 в 01:59 

Atandakil
El sueño de la razón produce monstruos
Вот и как после этого сказать про закон расширения?

2016-04-05 в 13:43 

istanaro
Lutar e vencer!
Скажем так, огоорить, что с наблюдениями соместима куча моделей потенциала.

URL
2016-04-05 в 13:49 

Atandakil
El sueño de la razón produce monstruos
Стало быть, с наблюдениями совместима куча законов расширения.

/*Глубокомысленно*/ Если принять, что постоянная Хаббла в молодости была по порядку величины равна где-то 10^42 1/с, а нынче равна 2,3х10^-18 1/c, то, пожалуй, слово "постоянная" начинает играть новыми красками...
Константа с точностью до шестидесяти порядков...

2016-04-05 в 13:52 

istanaro
Lutar e vencer!
Ну это просто устоявшееся название, которое на самом деле неправильно...

URL
2016-04-05 в 13:56 

Atandakil
El sueño de la razón produce monstruos
Не-е-етушки, от такого названия отказываться нельзя!
Какая еще физическая величина изменяется минимум на шестьдесят порядков? Такую величину просто необходимо именовать константой!

2016-04-06 в 00:16 

istanaro
Lutar e vencer!
Хи-хи.

URL
2016-04-06 в 00:34 

Atandakil
El sueño de la razón produce monstruos
:)

   

Звёзды нас ждут

главная